22 июня 1941 г. стало началом Великой Отечественной – самой страшной и кровопролитной войны в истории нашей страны. Особенно тяжелым был первый год войны. Вторжение войск нацистской Германии и ее союзников на территорию СССР было началом трагедии, растянувшейся на четыре года и унесшей миллионы жизней.
В воскресенье 22 июня 1941 г., на рассвете, без официального объявления войны, силы нацистской Германии вторглись в СССР. Началась крупнейшая наступательная операция в истории – план «Барбаросса». Гитлеровские войска наступали на беспрецедентно широком фронте, от Баренцева до Черного морей, продвигаясь вперед по нескольким направлениям. На севере армия «Норвегия», наносила удар на Мурманск и Кандалакшу; из Восточной Пруссии на Прибалтику и Ленинград наступала группа армии «Север»; самая мощная группировка армий «Центр» имела целью разбить части Красной Армии в Белоруссии, овладеть Витебском, Смоленском и с ходу взять Москву; группа армий «Юг» была сосредоточена от Люблина до устья Дуная и вела наступление на Киев и Донбасс. В первую очередь, удары наносились по жизненно-важным центрам – крупным промышленным городам, местам скопления техники, пунктам управления, складам снабжения, транспортным узлам.
Благодаря внезапности нападения, немецкие войска сломили сопротивление защитников и зашли далеко вглубь советской территории, захватив такие крупные города как Киев и Минск, вплотную подошли к Ленинграду и Москве.
В Сталинграде этот день начинался как обычно. Это был воскресный жаркий безоблачный день. Рабочие шли на заводы на дневную смену. Работали театры и кинотеатры. Тысячи горожан отправились отдыхать за Волгу на пароходиках-«трамвайчиках». Всюду гремела музыка, звучали песни. В полдень сталинградцы узнали страшную весть – началась война. Людей на улицах становилось меньше, женщины спешили к детям, мужчины – на предприятия и военкоматы. Жители тогда еще не подозревали, что война может докатиться до их родного Сталинграда.
Для более глубокого понимания причин той катастрофы, которая постигла СССР в 1941 г., важным является вопрос, был ли Советский Союз готов к войне. Как ни странно, однозначного ответа на него не существует. С одной стороны, с материально-технической точки зрения, по количеству пушек, танков, самолетов и т.д. СССР в несколько раз превосходил любую из европейских держав. На 22 июня 1941 г. в западных военных округах он имел в четыре раза больше танков, чем мог ему противопоставить Вермахт. В людских контингентах также преимущество было на стороне Советов. Тем не менее, за первые две-три недели войны эти превосходящие силы были практически уничтожены Вермахтом.
Немцы, прошедшие с боями через пол-Европы в ходе кампаний 1939 – 1941 гг., технически, профессионально и морально были гораздо лучше подготовлены к столкновению. Нанося внезапные молниеносные удары, Вермахт громил советские войска по частям. В результате, множество советских соединений начали беспорядочно отступать, в неразберихе потеряв управление. Враг продвинулся вглубь советской земли на сотни километров.
Командование неоднократно предпринимало оперативные контрудары с целью выиграть время и замедлить вражеское наступление. Но атаки вводимой в бой с марша техники, лишенной поддержки пехоты, авиационного и артиллерийского прикрытия, зачастую были обречены на провал.
Тем не менее, немецкие военачальники отмечали стойкое сопротивление со стороны Красной Армии. Например, 14-я армия под командованием генерала В.А. Фролова сумела организовать отпор противнику и не допустить его продвижения к Мурманску. Еще один пример – бои за знаменитую Брестскую крепость. Начальник генштаба Вермахта Ф. Гальдер писал: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека…».
Несмотря на колоссальные жертвы, Красная Армия не была окончательно сломлена. Она обладала значительными резервами, превосходившими возможности Вермахта. Ближе к концу года, на фронт начали прибывать свежие дивизии из Сибири и Дальнего Востока. Стратегия блицкрига потерпела крах. Наступление немцев было замедлено, они не смогли выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань, что предусматривалось планом «Барбаросса». Из-за начавшихся холодов противнику не удалось захватить Москву. Он был отброшены в ходе зимнего контрнаступления Красной Армии. Неудача плана «Барбаросса» означала, что надежды руководства Третьего Рейха вывести СССР из войны находятся под большой угрозой.
Текст: научный сотрудник Борис Колесников.