«Как за Доном, за рекой…»

 

На выставке «Как за Доном, за рекой…» посетители перенесутся сквозь время, окунувшись в аутентичный мир донского казачества.

Из 33 районов Волгоградской области 23 (некоторые полностью, некоторые частично) входили в Область Войска Донского. Территория нашего края включала три округа: Второй Донской (столица – ст. Нижне-Чирская), Усть-Медведицкий (столица – ст.Усть-Медведицкая (ныне г. Серафимович)) и Хоперский (столица ст.Урюпинская).

На сегодняшний день существуют две прямо противоположные точки зрения на проблему происхождения казачества. Одна из них, в полной мере сложившаяся в советское время, видит истоки казачества в беглых «искателях воли», главным образом, крестьянах и холопах. Бежав из русских земель в Дикое Поле (слабозаселеннные области причерноморских и приазовских степей), они к середине XVI века составили особую общность людей — казачество. Приверженцы этой теории считают казаков русскими или украинцами по происхождению, объясняя особенности их военной организации и быта характером необычных условий жизни (пограничье, постоянные войны и набеги).

Сторонники второй теории видят в казаках особый этнос, зародившийся уже в античную эпоху (в начале новой эры). По их мнению, казаки возникли благодаря смешению туранских, скифских, меоттских, аланских и других племен, говоривших на славянских наречиях. Такой взгляд на этническую историю казаков даёт возможность объяснить своеобразие их этнической самоидентификации, культурно-бытовых особенностей и изолированность от остального русского населения.

История казаков восходит к глубокой древности. Однако судить о ней можно только на основании косвенных данных, что делает вопрос об истоках казачества открытым. Общепринятым считается, что казачество как сложившаяся структура сформировалось в ХIV-ХV веках. Однако первые свидетельства существования особого военно-служилого сословия на Руси встречаются уже в конце Х века.

Становление культуры, появление обычаев, обрядов, праздников у донских казаков определялось, в первую очередь, военным образом жизни. В этих условиях формировался и креп казачий характер. Казаки не только оберегали свою родину, но и завоевывали для нее огромные территории на Кавказе, в Заволжье, в Сибири.

В экспозиции, представленной в этом зале, немало раритетов. Это и археологические находки из городков Иловлинского района, подлинные памятные жетоны «Александр благословенный», медаль «В память Отечественной войны 1812 г.» 1814 г., крест «В память Отечественной войны 1812 года» 1814 г., станок для литья пуль-пулелейка, подлинные письма солдат и офицеров, отражающие события Первой мировой войны, которую в России называли Великой Германской.

Научные сотрудники музея с гордостью рассказывают на экскурсиях о судьбах наших героев. Одним из таких был наш земляк, казак Козьма Фирсович Крючков, родом из Нижне-Калмыкова Усть-Хопёрской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского. Его имя прогремело на всю Россию. Юноше шел всего лишь 22-й год, но он показал себя зрелым воином. В бою на границе российского Царства Польского и Восточной Пруссии Козьма Крючков вместе с тремя своими товарищами – Иваном Щегольковым, Василием Астаховым и Михаилом Иванковым — уничтожил 27 немецких драгунов. Сам герой также получил ранения в шею, руки, спину. Пострадала и его лошадь. Спустя два дня командующий армией генерал Ренненкампф наградил Козьму Крючкова Георгиевским крестом 4-й степени. Все донцы, участвовавшие с Крючковым в этом бою были также награждены Георгиевскими крестами. Но именно Козьма Фирсович стал первым георгиевским кавалером во всей

Русской императорской армии в годы Первой мировой войны. Подвиг Крючкова воодушевил всю Россию. Было выпущено двадцать различных брошюр, рассказывающих о нем. Издавались брошюры на разных языках нашей страны, включая эстонский. В продаже появились в те годы даже конфеты «Геройские» и папиросы с портретом Козьмы Фирсовича. Одну из таких брошюр можно увидеть в нашей экспозиции.

Также в экспозиции ярко отражены быт и традиции казаков. В зале воссоздан интерьер светлой казачьей горницы и базов.

 

Отдельного рассказа заслуживает коллекция казачьей одежды. Казачьи костюмы всегда были очень аутентичными и самобытными. На выставке экспонируются подлинные казачьи мундиры, повседневная одежда донцов, подлинным раритетом являются свадебные костюмы казака и казачки и сундук с красивейшим девичьим приданым, изготовленным вручную, конца XIX – начала XX вв.

Верующим будет очень интересен эксклюзивный материал о наших казачьих святых – преподобной Арсении Усть-Медведицкой и священномученике Николае Попове.