Выставка «Золотая Орда. Тайны исчезнувшей цивилизации»

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. На протяжении полутора веков она играла ведущую роль в жизни целого ряда народов, оказала заметное влияние на общий ход исторического развития многих государств евразийского пространства. Золотая Орда образовалась в результате завоевательных походов монгольских армий под командованием хана Бату (внука Чингиз-хана) в середине XIII в. Она занимала территорию от Дуная до Приаралья и от Кав­каза до южных границ Руси. Степи Нижнего Поволжья стали политиче­ским, экономическим и культурным цен­тром Золотой Орды. В Волгоградской области на месте Царевского городища располагался один из самых крупных городов Золотой Орды. Раньше он был известен под названием Сарай-Берке, но многолетние археологические раскопки позволили исследователям установить настоящее имя города – Гюлистан («город роз»).

В культуре золотоордынских кочевников важную роль играл конь. Он был незаменим в быту, на войне. От конской упряжи до нас дошли такие элементы как удила и псалии, стремена, бляхи уздечного набора. Бляхи с изображением фантастических крылатых коней были найдены на черепе коня и являлись украшением ремней конской узды. Из предметов наступательного вооружения характерны наконечники копийи пик, слабо искривленные сабли. Особый интерес представляют колчаны с богато орнаментированными костяными накладками. Сложная система декорирования имела особый магический смысл.

Многие бытовые предметы, которые использовались в Cредневековье, имеют аналогии среди современных вещей – это ножницы, наперстки, ложки. Интересными находками являются железные и бронзовые навесные замки и ключи.

Из красной глины изготавливалось наибольшее количество видов посуды. Это и большие хумы для хранения зерна, и амфоры для хранения и перевозки вина. Это различные кувшины, миски, тарелки. Многочисленную группу составляют афтобы – умывальники для совершения намаза. Наряду с повседневной существовала богатая парадная посуда – это поливные чаши и кувшины.

При хане Узбеке (1313-1342 гг.) – одном из могущественнейших правителей Золотой Орды ислам был принят в качестве государственной религии. В 60-е гг. XX в. на Водянском городище археологами были раскопаны остатки городской мечети. Среди прочих предметов был найден фрагмент мраморной византийской колоны. Он был привезен в золотоордынский город с развалин одного из Причерноморских греческих античных городов и использовался в качестве внутреннего убранства городской мечети – служил подставкой под Коран.

Золотоордынские города Поволжья впитали в себя среднеазиатские традиции градостроения. Дошедшие до нас фрагменты архитектурного декора в бирюзовых, ультрамариновых тонах – традиционное украшение городских зданий, применявшееся во внешней отделке.

Одним из предметов быта были бронзовые зеркала. Они отливались в глиняных формах. С одной стороны они имели различные рельефные рисунки в виде изображений животных, мифологических сюжетов. С другой стороны они были гладкие и полировались до зеркального блеска, а иногда покрывались специальным раствором, придававшим зеркалу лучшую отражательную способность.

Среди украшений были популярны изделия из стекла, которые носила женская половина горожан. Чаще всего это разноцветные бусы различных форм и размеров, из которых составлялись ожерелья. Иногда встречаются обломки деревянных гребней для волос.

Наряду с официальной религией были распространены различные магические верования. Чтобы оградить себя от влияния злых духов, использовались различные амулеты. Их пришивали на одежду, пояса. Эти амулеты представляют собой различные медальоны, небольшие пластины, бляшки, изготовленные из бронзы или серебра. Одним из интересных видов амулетов является онгон – хранитель домашнего очага (фигурка человека из тонкого бронзового листа). Одним из интересных языческих амулетов является магический квадрат.

В Золотой Орде существовала государственная денежная система. Монеты были серебряные и медные. На медных монетах (пулах) обычно изображались различные символы – например, пятиконечная звезда, сокол, барс, двуглавая птица, цветок, а также указывалась дата и место чеканки. На серебряных монетах (дирхемах или дангах) писалось имя хана и благопожелательные надписи из Корана, а также год и место чекана. От названия монеты «данг» происходит слово «деньги».

 

Благодаря десятилетиям кропотливого труда археологов в различных частях нашей страны сейчас мы можем получить более объективное представление о Золотой Орде, которая еще в XIX в. оценивалась русскими историками исключительно на основании письменных источников. Эта цивилизация возникла и быстро погасла, но она оставила свой заметный след в истории Руси и России. Какой она была на самом деле – бесстрастно на этот вопрос может ответить только археология.

В экспозиции   представлены более двухсот уникальных  предметов из запасников археологической коллекции музея. Посетители увидят воинское снаряжение татаро-монгольского воина, отреставрированную саблю, найденную  в  погребении XIII-XIV вв., уникальную коллекцию бронзовых зеркал, ознакомятся с видами повседневной и парадной посуды, предметами быта и даже магическими амулетами золотоордынских женщин.