Бронзовый век – важная веха в развитии мира, предшествующая железному веку. Хронологические рамки энеолита и бронзового века укладываются в промежуток между IV – II тысячелетие до н. э. В эту эпоху сохраняется опережающее развитие южных регионов и запаздывание северных и восточных окраин.
Во 2-й пол. 4-го – 1-й пол. 3-го тыс. до н. э. в степной зоне Евразии формируются первые крупные этнокультурные общности — ямная, или древнеямная, культурно-историческая общность с преобладанием скотоводческого хозяйства. На смену раннеземледельческим культурам в ряде районов приходят культуры с комплексным скотоводческо-земледельческим хозяйством.
Ямная культура распространилась на запад, вплоть до Днепра. С юга ареал ямной культуры ограничен Каспийским и Черным морями и Кавказскими горами, с севера – зоной лесостепи. Ямные племена были первыми, кто стал делать над захоронениями курганные насыпи.
Для ямной культуры характерны следующие черты погребальной обрядности. Это, как правило, захоронения в прямоугольных или квадратных крупных ямах с деревянным накатом. Костяки отличает скорченное положение на спине или на боку и ориентировка в восточном секторе, а также окраска охрой и меловая подсыпка. Подавляющее число ямных погребений безынвентарно. Там же где он есть, инвентарь представлен медными ножами, шильями, проушными полированными топорами, точильными камнями, бусами, костяными булавками с молоточковидными головками и т.д. Керамические формы из ямных погребений отличает круглодонность и яйцевидные очертания. Сосуды украшены ямочными вдавлениями, резным елочным орнаментом, шнуровым линейным орнаментом.
В начале II тысячелетия до н.э. катакомбная культура сменяет ямную, занимавшая территории от Дуная до Волги и распространявшая своё влияние далее к востоку.
Свое название культура получила от особого типа погребального сооружения — катакомбы. Катакомба состояла из входной ямы и выкопанной в одной из ее стенок погребальной камеры. В погребальной камере, в основном, находят одного погребенного, но известны случаи, когда в одной катакомбе хоронили двух или трех людей. Причем при совершении нового захоронения кости похороненного ранее сдвигали в сторону. Умершего клали либо в вытянутом положении на спине, либо в скорченном на боку. Иногда в погребальном обряде использовали охру, но гораздо реже чем в погребениях ямной культуры.
Кроме схожих предметов погребального инвентаря ямной культуры инвентарь катакомбной культурно-исторической общности дополняется украшениями из просверленных зубов животных и морских раковин, кремневых наконечников копий и стрел, костяных «молоточковидных» булавок. Интересна также находка костяного жезла из могильника Первомайский I, который можно увидеть своими глазами в Волгоградском Областном Краеведческом музее.
В эпоху поздней бронзы свое распространение получает Срубная культурно-историческая общность, получившая свое наименование в результате погребений, совершенных в деревянных срубах, которые опускали в могилы, перекрытые курганными насыпями.
В период поздней бронзы продолжают хоронить в курганах, однако, в отличие от предыдущих общностей начинается использование прямоугольных ям, а также сооружение каменных ящиков. Захоронения совершаются на боку, с руками, согнутыми в локтях так, что кисти оказывались перед лицом. Новым в погребальном обряде становятся следы жертвоприношений животных — лошадей, овец, размещавшихся на специально сооруженных площадках или в могильной яме, еще в раннесрубных погребениях обнаруживаются и следы проявления культа огня. Золой и углями посыпали дно ямы у головы и ног умершего. Значительную роль в этот период играет развитие средств передвижения, что приводит к появлению легкой боевой колесницы.
Срубная общность приписывается ираноязычному населению. Срубники близки в антропологическом отношении к ямникам, однако резко отличаются от носителей катакомбной культуры.
На территории Волгоградской области известны многочисленные могильники (Ильевка, Нагавский, Первомайский, Писаревка и др.) и поселения (Донская стоянка, Пятиморская стоянка и др.).
Текст: научные сотрудники Архипова Ю. А., Оболочкова А. С.