Пряничная доска и скалки

В экспозиции «Народные промыслы» Волгоградского областного краеведческого  музея можно увидеть старинную утварь, востребованную и в наши дни. Пряничная  доска  и  пряничные скалки, относящиеся к концу  XIX в., получены в дар от жительниц города  Волгограда,  Штановой С.Л. и Есиповой  В. Н.

Скалка и пряничная доска, передана в музей Штанова С.Л. в 1983 г. (Фонд ГБУК ВОКМ).

Рассматривая в экспозиции музейные  предметы, возникают вопросы: что мы знаем об этих предметах? что нам известно о  пряничном промысле?

А известно нам одно, что  пряники это вкусное лакомство.
Итак,  немного истории: пряничное дело на Руси являлось повсеместным народным промыслом в XVII — XIX веках.
Особенно прославились на этом поприще такие города, как Архангельск, Городец, Вологда, Тула, Тверь, Вязьма, Ярославль, Нижний Новгород  и др.
Следует отметить, что почти по всей  территории России работали как крупные, так и миниатюрные  пряничные промыслы,  и в   каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам.

Причем секреты рецептов  изготовления пряников хранились в строжайшей тайне и передавались исключительно по мужской линии от отца к сыну.  

 При подготовке  ингредиентов для закладки пряничного теста пекари никогда  не пользовались стандартными гирями,  а  использовали взамен разновесов обычные кусочки природного камня или металла, чтобы конкуренты не могли узнать рецепт и рассчитать точный вес нужных компонентов.

С  пряником, (ранее  назывался «Медовый хлеб») связано много старинных обычаев и традиций, так же   он являлся символом  благополучия и достатка.

Технология  изготовления и  многообразие  пряников делятся  на три вида: вырезные,  при изготовлении которых использовали специальные металлические формы, либо нож, и вырезали пряники из теста; лепные, для них никаких особых приспособлений не требовалось, их лепили руками,  красота изделия зависела от искусства пекаря; печатные —эти пряники были самыми распространенными  и изготавливались с помощью пряничной доски «пряничницы» в виде рельефного оттиска на тесте.

Значительно позже появились  пряничные скалки и скалки для печенья, ставшие более популярными при производстве  печатных пряников, чем доски.

Пользоваться скалками для выпечки  было значительно проще, чем пряничными досками.

Представленные  экспонаты (доска и скалки)   в экспозиции музея использовались    для изготовления   печатных пряников.

 

Доска пряничная нач. ХХ в. (Фонд ГБУК ВОКМ).
Скалка пряничная нач. ХХ в. (Фонд ГБУК ВОКМ).

 

Пекари старались заказывать пряничные доски у лучших резчиков, так как  красота готового печатного пряника зависела от таланта, фантазии  и художественного мастерства  резчика по дереву.

Лучшие доски изготавливались мастерами-резчиками  из Вязьмы, Тулы, Твери, Архангельска,  Вологды и др.

Исстари вырезали пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности  декоративного узора из однородной и прямослойной  древесины   лиственных пород: липы, березы,  клена, ореха, ольхи  и разнообразных  плодовых деревьев.

При изготовлении досок и скалок, важным условием  было, хорошо просушенная древесина, а так как эти предметы использовались не один раз,  их периодически кипятили в масле, чтобы убрать застрявшие остатки теста, благодаря этому создавался  запас прочности на годы.

Мастера-резчики, вырезающие пряничные доски, должны были владеть в совершенстве приемами выемчатой резьбы,  иметь  развитое пространственное воображение, позволяющее представить, какой вид будет иметь определенная деталь формы в виде отпечатка на тесте.

Сложностью в резьбе пряничных досок была зеркальность изображения, объемность орнаментов. Существовали тонкости  относительно глубины орнамента: слишком мелкие детали на пряниках будут подгорать быстро, а слишком толстые  не успеют пропечься.

Пряничные доски вырезались мастерами не только для изготовления одного пряника – их могло быть сразу от одного до ста двадцати.

Пряничные доски подразделяются на пять типов: фигурные, штучные, наборные, почетные (подносные, заздравные поздравительные), городские.

При изготовлении досок  и скалок  мастера-резчики  создавали  необычные  рисунки и хитросплетения в орнаментах из следующих тематических направлений: древнейшая символика, восточный орнамент, реалистические образы и темы окружающего мира (зооморфные и геометрические узоры; растительные мотивы — цветы, плоды, листья; бытовые предметы — самовар, часы, корона и др).

Общей чертой декоративного  узора досок были резные надписи, содержащие имя мастера, фабриката, название города, приветственное пожелание, поздравительные, юбилейные или соответствующим происходящим событиям др.

В  исследованиях  И. Голошева по  истории  пряничных промыслов отмечено, что на доски  существовала своя мода: пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка, а резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Вновь выдуманный рисунок очень дорого ценился по тому времени, и первый, купивший  доску, конкурировал перед другими. Доски, которые вырезались по заказам особыми мастерами,  имели порядочную ценность от 3 до 15 рублей серебром.

Несмотря на новую пряничную моду изготовления пряников в 3D, в рамках которой предлагается широкий ассортимент детских пряников в виде  персонажей  современных мультфильмов, мы наблюдаем возрождение  старинных ремесел,  и одно из них это пряничное ремесло (изготовление пряничных досок и выпечка пряников).

Во многих регионах, где процветали пряничные промыслы,  еще  остались  мастера-резчики, вырезающие на пряничных досках узоры вручную и передающие свое мастерство молодому поколению.

Благодаря красоте и изяществу резьбы  на пряничных  досках, их можно   рассматривать как авторские живописные полотна, и отнести к памятникам русской культуры, представляющим собой интерес в области декоративно-прикладного  искусства.

В настоящее время пряничное дело  снова в моде и  интерес к нему с каждым годом возрастает.

Текст: Игнатченко Н.М.