23 августа 1942 года

Как это было….

Было солнечно и жарко, первая паутина, сверкая на солнце, говорила о приближении осени, мальчишки ловили ее, наматывая на конец палки. Последние забавы из отнятого детства. Скоро, очень скоро, на город сбросят тонны смертоносных бомб, выпустят несметное количество мин и снарядов. К этому времени многие из тех, кого провожали в 1941 г. на фронт со Сталинградского железнодорожного вокзала, уже не вернутся домой. Погибнут от голода, полученных осколочных ранений, болезней те, кто не смог эвакуироваться и остался заложником в своем родном городе. Оставшиеся в живых замершие и голодные будут каждый день думать о куске хлеба, оглохшие и контуженные от взрывов бомб, от грохота танков, пушек, будут ждать, и надеяться на чудо. Это предстоит испытать им в скором времени, а сейчас вдалеке уже слышны взрывы, видны клубы черного дыма, но жители упорно не верят, что немцы прорвутся к Волге и возьмут город, который носит имя Великого Сталина.

23 августа – воскресный, но какой – то тревожный день. Утро прошло спокойно, день уже плавно переходил в вечер. И вот, в 16 часов 15 мин по московскому времени объявляется, ставшая почти привычной, воздушная тревога. Сердце каждого, кто бежал в бомбоубежище или прятался в щели во дворе своего дома, наполнялось ужасом.

Звук сирены не прекращался, а воздух наполнился приближающимся гулом и свистящим грохотом. Самолетов было так много, что они заполнили собой весь горизонт. С черными крестами они опускались так низко, что можно было различить лицо летчика. Бомбы падали на город, земля содрогалась, здания рушились и горели, плавился асфальт. Многие улицы превратились в огненную трубу, тушить пожары было попросту некому. Крики и стоны раненых, сотни трупов детей и взрослых заполнили город.

«Одна из бомб попала в здание родильного дома на Пушкинской улице, рухнула стена и застывшие в ужасе люди увидели детские кроватки с младенцами, чудом оставшиеся живыми и невредимыми. Женщины взяли их на руки и побежали к Волге, в надежде переправиться на ту сторону, но там их встретила стена огня от горевших судов и пакгаузов. Множество людей скопилось на берегу Волги, пытавшихся вырваться из огненного плена, они бросались в воду, но погибали от пуль. На бреющем полете, немцы безжалостно расстреливали людей из крупнокалиберных пулеметов, небо гудело от самолетов, фугасные бомбы, сброшенные на берег сжигали суда, прибывшие за ранеными и беженцами. Обезумевшие матери не отходили от убитых детей, а уцелевшие дети цеплялись за убитых матерей, не желая уходить». Эти строчки принадлежат военврачу, чудом выжившему в этом огненном смерче.

Сегодня, спустя многие годы мирного времени, из всех 200 дней Сталинградской битвы дни с 23 по 27 августа 1942 года называют Черными днями.

Придите к памятнику мирным жителям Сталинграда, жертвам бомбардировки 23 августа 1942 г. на набережной  Волги, зажгите свечу, помолчите  и помяните тех, кто сгорел в огне или остался навечно под руинами Сталинграда.

  н.с. ВОКМ Одинокова Н.Л.