Из истории Царицына

На углу Московской улицы стоял небольшой одноэтажный кирпичный дом, в котором разместился галантерейный магазин Андрея Белозерова. Штат у Белозерова небольшой – он да два приказчика, которые выполняли любую работу, начиная от встречи покупателя и кончая доставкой покупок на дом. Список на дверях магазина и в рекламе постоянно дополнялся, а на прилавках лежали нежные кружева, разноцветные зонтики, красивые трости, пояса, белье, модные ленты, ридикюли и многое другое.

Московская улица

Большая и дружная семья А.И. Белозерова жила в Зацарицынской части города в двухэтажном кирпичном доме, который всегда был наполнен голосами детей, как своих, так и близких родственников, друзей приехавших в гости.

Большим событием в семье Белозеровых, да и в каждой царицынской семье, были престольные праздники. К ним готовились задолго, закупая продукты большими партиями в различных магазинах Царицына и базарах. Копченая сельдь с золотистой спинкой в красиво упакованных ящиках покупалась в магазине при рыбокоптильных заводах, находившихся на берегу Волги. Свежую рыбу в садках — на рынке у торговцев, в рыбных рядах. Кондитерские изделия – в магазине «Миньон», вкусный ароматный чай на развес или в металлических коробках – чайницах магазина С.В. Перлова на ул. Гоголя, знаменитый сарептский хлеб — у господина Бауэра. От праздничной суеты было всем радостно и весело. В доме затевалась стряпня. Кухарка отправлялась в хлебный или кондитерский магазин за хмелевыми дрожжами. Тесто, поставленное на них, подходило быстро, было пышным и духовитым. В доме все сверкало от чистоты и порядка, на своих местах стояла мебель красного дерева, накрывался большой стол и семья, отслужив молебен, приступала к праздничной трапезе.

На столе за пузатыми стеклами хрустальных графинов искрились всеми цветами наливки, ликеры, здесь же в паштетницах лежали нежные паштеты, а в икорницах – отливая серебром, черная зернистая икра, своя волжская с широкой спинкой пряного посола селедочка, щучья икра и другие рыбные деликатесы. Соленые грибы собранные или купленные на базаре свом видом только возбуждали аппетит. На жаркое подавали свиную мякоть или как ее называли «середку», начиненную яблоками и капустой. К десерту подавали фрукты, пирожные, всевозможные кремы.

В конце трапезы на стол чинно водружали сверкающий самовар, заваривали душистый чай, и начиналось чаепитие.

Сам Андрей Иванович, будучи ярым толстовцем, вел аскетический образ жизни, в его комнате стояли грубо сколоченный стол, стул и лежак. В еде тоже не допускал излишества – был вегетарианцем, за что едва не поплатился жизнью и только благодаря стараниям и заботам знаменитого царицынского врача Хейфица, он остался жив.

Труд, любовь и уважение каждого члена семьи были главными, поэтому и ценились всеми очень высоко.